+7 (911)118-78-51
Россия,Санкт-Петербург
aromadistant@gmail.com, igorsakov@yandex.ru

Натуропарфюмерия историческая справка

Aromadistant дистанционное обучение ароматерапии.

 

Курс Натуропарфюмерия.

Занятие 1

 

Историческая справка.

 

I. Теоретическая часть.

 

Зарождение истоков парфюмерии скрыто в глубине веков. Для первобытного человека обоняние играло значительную роль. Оно имело основополагающее значение в поиске растительной и животной пищи, оценки её пригодности для еды, обнаружения опасности для жизни, хищников.

 

Более 15 тыс. лет до новой эры люди научились самостоятельно добывать огонь. Сидя у костра, они могли ощущать благовонный аромат, когда бросали в огонь душистые ветки можжевельника, кедра, или благовонной травы. Представляя небо обителью высших сил, которые большей частью недоброжелательно относятся к людям, человек искал средства их ублажить. Применяя проверенные средства – жертву, молитву и благовонный дым, он надеялся избежать небесной кары.

 

Обряд воскуривания, как составная часть ритуала поклонения Богам, наблюдается во всех культурах и странах и сохранился до нашего времени. С большой уверенностью можно сказать, что появление ритуала связано с эволюцией сознания человека, а не с какой-либо одной культурой.

 

В дальнейшем применение ароматических растений носило определённый смысл – умиротворение высших сил, лечебное действие, улучшение вкусовых свойств пищи и т.д. Само слово парфюмерия (с лат. per – через, посредством, fumum – дым) говорит об изначальном использовании сжигания древесины и ароматических смол. С развитием культуры появилась и собственно известная нам сегодня парфюмерия – создание ароматических композиций с эстетической целью.

 

Вероятно, пионером в парфюмерии был житель одной из первых известных культур эпохи неолита (7 тыс. лет до н.э.), развившихся на богатом благовониями ближнем Востоке – Месопотамии и Египте. Здесь впервые было начато земледелие, скотоводство, изучены свойства многих растений, открыта письменность, позволившая сохранить для нас исторические подробности.

 

Ритуал жертвоприношений поклонений духам в Месопотамии был сложным. Он включал воскурение благовоний, возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина, а на жертвенных столах резали овец. В повседневной жизни применялись духи на масляной основе, так называемые мацераты. К важнейшим открытиям Междуречья в культуре парфюмерии можно отнести изобретение процесса паровой дистилляции, который позволил получать более концентрированные ароматические эссенции.

 

Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.). На протяжении многих веков существования цивилизации Междуречья Вавилон (ныне Багдад) был центром культуры и торговли. Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626 – 538 в. до н.э.) при Навуходоносоре II (604 – 561 в. до н. э.).

 

Именно здесь впервые появились парфюмерные лавки, где продавали разные ароматические вещества, растения, благовония и пряности из разных мест. Жидкие эссенции хранились во флаконах из стекла или алебастра, а притирания – в коробочках из фарфора или халцедона. Геродот писал, что в период расцвета Вавилона было принято умащать всё тело драгоценными ароматическими маслами и постоянно жечь благовония.

 

Исторические документы, сохранившиеся до наших времён, до-несли важные факты о роли благовоний в культуре Египта. Раннее царство (ХХIX-XXVIII вв. до н.э.) было первым из централизованных государств Египта. Централизованное государство имело армию, чиновников и жрецов. Каста жрецов имела большую религиозную, но и государственную власть. В храмах приносились многочисленные жертвы Богам, совершались ритуальные курения. Кроме смол, в качестве благовоний применялись древесина кедра, ветки и шишки кипариса, можжевеловые ягоды и ладан.

 

Фараон в Древнем царстве (XXVII-XXII вв. до н.э.) считался живым воплощением бога Солнца Ра. Цветок голубой нильской лилии (Nymphea caerulea Sav.), раскрываясь утром после восхода солнца и закрываясь вечером на закате и погружаясь в воду, символизировал бога Солнца Ра. Нильская лилия использовалась жрецами как психотропное и возбуждающее (эротизирующее) средство, считалось, что она облегчает контакт с «царством мёртвых». Основными смолами для культовых воскуриваний оставались ладан, мирра, кедр. Храмовые мастерские производили священные мази и масла. Вопреки официальным запретам всё чаще эти продукты использовались для личной гигиены и эстетического удовольствия.

 

Снаряжались многочисленные экспедиции за благовониями. Фрески и рисунки, описывающие экспедицию царицы Хатшепсут (XVI в. до н.э.) изображают трофеи: благовонные смолы, саженцы смолопроизводящих деревьев, ценную древесину, слоновую кость, невольников и т.п.

 

Благовонные масла готовились в храмах. Мирра большей частью шла на изготовление благовонных масел, которые получались путём нагревания смеси растительного масла со смолой мирры и отделения после такой экстракции нерастворимого остатка. Ладан из-за дороговизны применялся в основном только для религиозно-культовых воскуриваний. Изображения и скульптуры богов часто ежедневно умащивались благовонными маслами. Древняя традиция применения благовонных масел для культовых церемоний распространилась на последующие религии и дошла до наших дней.

 

Отмена Рамсесом III (конец XIII в. до н.э.) государственно-храмовой монополии на потребление благовоний сделало более доступным ранее запретный товар. Арабские купцы везли в Египет многочисленные пряности, ладан, мирру, санталовое дерево, стиракс, гальбанум, имбирный корень, мускатный орех, чёрный перец, корицу.

 

После победы над Дарием III Александр Македонский «увидел всякого рода кувшины, флаконы для притираний, сделанные из чистого золота, когда он почувствовал удивительный запах душистых трав и других благовоний, когда, наконец, прошёл в шатёр, поражающий своими размерами, он сказал – вот это, по-видимому, и значит царствовать»...

 

 

(продолжение в материале урока, отправляемого курсантам)

 

 

 

 

Использование части или полностью данного материала в печатном, аудиальном, электронном и любом другом виде информации запрещено.

© 2009 - 2016 г. Саков Игорь Владимирович.