+7 (911)118-78-51
Россия,Санкт-Петербург
aromadistant@gmail.com, igorsakov@yandex.ru

Аромакосметология исторический обзор

 

Aromadistant

дистанционное обучение ароматерапии.

 

Курс

 

Ароматерапия в косметологии

 

Занятие 1

  

 

Исторический обзор.

 

 

I. Теоретическая часть.

 

 

 

Красота с древних времён была заветной целью прекрасной половины человечества. Хотя эталоны красоты менялись с течением времени, всегда были и остаются волнующими, уже ставшие мифологическими образы Венеры, Нефертити, Клеопатры. Красота, как образ разных эпох могла очень сильно разница. Считавшиеся прекрасными и восхитительными женщины эпохи Возрождения, смотрящие на нас с картин Рембрандта, Тициана, в современную эпоху, вероятно, испытывали бы психологический комплекс рядом с моделями XXI века. С течением времени меняется представление о красоте, оставляя неизменным стремление женщины быть красивой и как следствие, любимой.

 

Опыт первого применения растений для красоты остался скрытым в глубине веков. Вероятно, первый опыт использования растений для придания коже красивого оттенка был связан с использованием женщиной отвара, либо части растения, прикладывая его к лицу. Готовя отвар, из приятно пахнущих трав, или проводя другой эксперимент, некоторые женщины обнаружили, что их кожа становится лучше, они становятся более привлекательными для мужчин. В дальнейшем в течение тысячелетий этот опыт накапливался, совершенствовались методы, расширялся арсенал используемых средств.

 

Получить достоверную информацию можно только начиная с периода изобретения иероглифической письменности в XI веке до н.э. вначале у шумеров, затем египтян, позднее у китайцев, племени мая и других народов. С возникновением системы передачи знаний, появилась возможность накапливать, совершенствовать представления о мире и, конечно, средствах, влияющих на красоту.

 

Древнейшие письменные упоминания Вавилона, унаследовавших знания и культуру шумеров, встречается множество свидетельств об использовании растений в лечебных и косметических целях. Солодка, роза, ладан входили в состав различных косметологических рецептов. По некоторым источникам, в это время впервые были получены эфирные масла розы и сопутствующий продукт технологии дистилляции – розовая вода. Быт ассирийцев был роскошным и утончённым, изобиловал ароматическими веществами и косметикой. Последний ассирийский царь Сарданапал довёл свою страсть к красоте до такой степени, что, подобно своим жёнам наряжался и красился. Геродот свидетельствует, что в период расцвета Вавилона среди его жителей было принято умащать тело ароматическими маслами и обильно использовать косметику.

 

Культура древнего Египта развила применение ароматических растений: благовоний, притираний, водных процедур. Система ухода за телом, включающая тщательное омовение и умащение всего тела ароматическими и жирными маслами, была средством защиты от палящих лучей солнца и придавала коже эластичность.

 

Гигиенические процедуры – тщательное омовение водой и умащение всего тела ароматическими маслами были повсеместно распространены. Такая система ухода за телом защищала кожу от жаркого климата, солнечных лучей и делала кожу эластичнее.

 

До сих пор эта система гигиенических мероприятий популярна на Востоке. Притирания составлялись только жрецами, так как считалось, что простому смертному не положено знать Божественную Природу растений. Были популярны составы из орегана, ладана, мирры. Косметические средства египетской красавицы были многочисленны. Кроме ароматических масел и притираний использовались краски для лица, черный порошок «кохл» для глаз. Одним из секретов красавиц того времени был обычай окрашивать пальцы и ладони листьями хны. Увлечение благовониями и косметикой постоянно возрастало и достигло своего пика в период правления Клеопатры. Царица, прославившаяся своей расточительностью, употребляла благовония в огромных количествах. Предложенный ей рецепт ванны с молоком, мёдом и ароматическими маслами до сих пор носит название ванны Клеопатры.

 

Чтобы произвести впечатление о себе на Марка Антония во время их первой встречи она использовала благовония. Шекспир в поэме Антоний и Клеопатра, поэтически изменив текст Плутарха, описывает эту встречу:

«Её корабль престолом лучезарным

Блистал на водах Кидна. Пламенела

Из кованного золота корма.

А пурпурные были паруса

Напоены таким благоуханием,

Что ветер, млея от любви, к ним льнул…»

Уже во дворце Клеопатра, зная о растениях стимулирующих половое влечение, соблазнила Антония после ванны с жасмином в своей комнате, усыпанной лепестками роз.

 

Употребление благовоний и ароматических масел египтян нашли своих последователей у других народов.

 

Опыт применения египтянами благовоний и ароматических масел получил распространение у других народов.

 

По легенде, в числе других средств обольщения к благовониям прибегла Юдифь, чтобы спасти свой народ от угнетения: «…омыла своё тело водой и умастила благовониями. После этого причесала свои волосы, надела на голову диадему и облеклась в праздничные одежды… Чтобы привлечь к себе взгляды всех, кто её видел».

 

Обширное описание различных ароматических растений, употреблявшимися древними евреями, содержится в «Песни Песне». По ней можно заметить, как были известны и ценились ароматические вещества.

«Твои масти приятны для обоняния, имя твоё мирровое масло…»

«…И благоухание одежды твоей подобно благоуханию с Ливана»

«Сестра моя, невеста, сад запёртый, замкнутый колодезь, запечатанный источник:

Орошённое место, в нём гранатовый сад с превосходными плодами, с киперами и нардами,

С нардом и шафраном, с иром и корицей, со всякими благовонными деревами, с миррой и алоэ…»

 

Древние греки приписывали благовониям божественное происхождение и считали атрибутами богов. Гомер описывает туалет Юноны, которая готовится к встрече с Венерой:

«Там амброзийной влагой она до малейшего праха

С тела прелестного смыв, умастила маслом чистейшим,

Сладким, небесным, изящнейшим из всех благовоний:

Чуть сотрясали его в медностенном Крониона доме,

Вдруг до земли и до неба божественный дух разливался».

Греки были творцами различных мифов и легенд, в которых часто фигурировали растения, их волшебные возможности изменять внешность, давать красоту.

 

По одной из греческих легенд Фаон, мореплаватель с остова Лесбос, во время одного из своих плаваний доставил на остров Кипр таинственную пассажирку, в которой он с благоговением узнал Венеру. На прощание богиня подарила ему божественную эссенцию, которая изменила его грубые черты, и Фаон стал прекраснейшим из смертных.

 

Существует легенда, что нимфа Энона поведала Парису некоторые тайны туалета Венеры, и с помощью этой волшебной косметики Елена Прекрасная обрела свою сверхъестественную красоту, ставшую роковой для греков и троянцев. Вернувшись из Трои, она поведала эти секреты своим соотечественницам, заложив тем самым основы древнегреческого парфюмерного искусства.

 

Другая легенда гласит, что одна прелестная девушка Милита, дочь простого крестьянина, каждое утро плела гирлянды из свежих цветов и возлагала их в храме Венеры. Однажды на подбородке у девушки появилась язва, уничтожившая её удивительную красоту. Тогда богиня явилась ей во сне и велела приложить к язве несколько роз с алтаря. Милита послушалась, после чего исцелилась и стала ещё красивее. так что, в конце концов, она завоевала любовь Кира и взошла на трон Персии.

Вернувшаяся красота помогла её завоевать любовь Кира и взойти на трон Персии.

С этого времени роза прославилась как цветок не только красивый, но и целебный. Экстракт розы стал основой для притираний против язв и воспалений, косметических лосьонов.

 

Греческие солдаты, отправляясь на битву, брали с собой мешочек с миррой, залечивающей раны.

Врач Гален, был одним из первых, кто получил крем при смешивании растительного масла, воска и воды. Такой крем хорошо освежает, и тонизируют кожу, сохраняет её пластичность.

 

Римляне широко пользовались обычаями и знаниями завоёванных народов. Постепенно благовония повсеместно вошли в жизнь граждан Римской империи, при этом рабам не позволялось пользоваться ароматическими эссенциями. Поэт Овидий, посветил косметике целую книгу, в которой описывает рецепты, включающие множество компонентов, среди которых были луковицы нарцисса, ячмень, ароматная смола, мёд. В качестве лучшего косметического средства Овидий рекомендовал олибанум (ладан), полагая, что если это вещество приятно богам, то уж для смертных тем более полезно. Олибанум по его рецепту, смешанный с фенхелем, миррой розовыми лепестками и нашатырём, превращался в отличное снадобье. Во времена расцвета империи помимо римских бань (терм), ванны служили средством гигиены и ухода за кожей для знати. В основном в ванну добавляли лаванду, латинское название которой происходит от lavare – мыть.

 

Индия, богатая ароматическими растениями, с древних времён имела богатую культуру применения косметических средств и благовоний. Поэма «Анвар и Суайли» содержит множество упоминаний. «Девушка вошла в покой царя, её лик подобен свежему цветку розы, розовеющему под лёгким утренним ветерком, её кудри подобны лепесткам гиацинта, укрытым покровом из чистого мускуса…»

«Ей в кудри вплетены жасмин и гиацинт,

Фиалкам тёмным локоны подобны,

Струясь вдоль щёк, касаясь глаз, чаруют

Сердца они подобно нарду…»

Более всех ценилась роза и производимая из неё розовая вода. Обычай омовения рук перед едой, распространённые в Средней Азии, получил здесь повсеместное распространение. Помимо розы, для создания рецептов красоты были популярны жасмин, ветивер, сезам, паданг, чампак, курна, букол, хна. Обязательной частью свадебного подарка жениху невесте был «синдаган», мешочек с туалетными принадлежностями. В него обязательно входили флакон с розовым маслом, сосуд для опрыскивания гостей розовой водой, коробочка для хранения пряностей. Среди индийских мусульман были популярны ароматические порошки. «Амир», состав которого включал сандал, алоэ, розу, камфару, цибетин. Другой порошок «чикса» состоял из горчичных семян, муки, кипариса, сандала, пачули, кус-куса, аниса, бензоя и других пряностей. Для натирания тела применялся «ургуджа» - ароматическая мазь из сандала, алоэ, розового масла и жасминовой эссенции. Ухаживая за волосами, индийские женщины смазывали их ароматическим маслом с кус-кусом (ветивером).

 

Китайские красавицы, пренебрегающие мылом, не испытывали предубеждения к косметике, которую обильно наносили на кожу. Чтобы улучшить цвет лица они на ночь наносили смесь чайного масла и рисовой муки.

 

Некоторые африканские народы до современного века сохранили обычай натирания, имеющий гигиеническое и эстетическое значение. В жарком климате слой жирных масел защищает кожу от палящих лучей, а красивая, блестящая кожа признак африканской красоты. В качестве натираний использовались и сейчас популярны кокосовое и пальмовое масла. В Нубии существовала разновидность купания, в котором тесто втиралось в кожу, затем удалялось вместе с прилипшей грязью, после чего тело растиралось ароматизированным душистыми пряностями маслом.

 

В Судане такое «купание» заменялось окуриванием ароматическими веществами. Накрывшись с головой шерстяным одеялом, склоняются над пахучим дымом из дерева туллох. Проводя так около 10 минут, добиваются хорошего очищения, тонизации кожи.

 

Во времена Средневековья в Европе травы и ароматические масла применялись повсеместно. Одним из удачных косметических рецептов была изготовленная в 1370 г. «венгерская вода» или вода королевы Венгрии. По одной из легенд её изобрёл по специальному заказу аптекарь престарелой королевы. Благодаря употреблению воды семидесятидвухлетняя королева так похорошела, что стала походить на молодую красавицу, и на ней женился король Польский. В рецепт «воды королевы Венгрии» входили как основной компонент эфирные масла: розмарин, скипидар, сосна, лаванда, мята и спирт. Вода было внесена в Лондонскую фармакопею (1683 г.), где ей приписывали около ста лечебных свойств.

 

Исследования современного времени подтвердили проверенную веками истину, и доказали эффективность ароматических растений для косметических целей. Наряду с известными давно ароматическими растениями розой, лавандой, жасмином, розмарином, ладаном, мятой, сосной, сандалом были вновь открыты свойства, популярных сегодня растений и производимых из них эфирных масел чайное дерево, иланг-иланг, пихта, ромашка, календула и многих других.

 

Ассортимент средств XXI века индустрии красоты очень широк и постоянно обновляется. Нужно помнить, что не всякое совершенное открытие сейчас действительно новое. Как говорил Сократ: «Нет ничего нового, под солнцем». Бережно используя древние знания в современном мире, добавляя новые открытия, мы сможем помочь раскрыть женщине то, что есть в ней, её Красоту. Этот, подчас не лёгкий труд достоин вознаграждения Вниманием, Заботой и Любовью, которые дарят мужчины.

                         

 

 

II. Практическая часть.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Какое из растений использовала Клеопатра для соблазнения Марка Антония?

2. Каким растением в греческой легенде избавилась от язвы Милита?

3. Какое ароматическое растения Овидий рекомендовал более всех для косметических целей?

4. Как называлась ароматическая мазь для притираний в Индии, состоящая из сандала, алоэ, розового масла и жасминовой эссенции.

5. Какие компоненты входили в состав «венгерской воды»?

 

 

Ответы на вопросы присылайте: 

aromadistant@mail.ru

или

aromaprof@gmail.com

 

 

 

 

 

 

Использование части или полностью данного материала в печатном, аудиальном, электронном и любом другом виде данной информации защищено авторскими правами.

© 2006-2016 г. Саков Игорь Владимирович.